Роспотребнадзор добрался до страховых вывесок и текстов

Типичные основания для претензий Роспотребнадзора (помимо условий страхования) – мелкий шрифт в правилах, полисах и договорах страхования, а также отсутствие адресов на вывесках. Об этом свидетельствует проведенный анализ судебных решений.
    По мнению Роспотребнадзора, страховщики должны печатать свои тексты в соответствии с гигиеническими требованиями к изданиям для взрослых.
После распространения на страхование закона о защите прав потребителей в июне 2012 г. у Роспотребнадзора появилось право проверять исполнение страховщиками требований этого закона. Вслед за этим ведомство начало штрафовать страховые компании за условия правил страхования, которые, по его мнению, нарушают права потребителей. Мы решили выяснить, что еще в работе страховщиков становится основанием для претензий Роспотребнадзора.

С этой целью были проанализированы решения, вынесенные арбитражными судами за последний год. Как следует из текстов судебных актов, основаниями для претензий Роспотребнадзора становятся также:
•     отсутствие на вывеске информации о местонахождении страховщика (причем региональные филиалы иногда наказывались за отсутствие на вывеске информации о местонахождении «общества как исполнителя страховых услуг»; этот адрес, по мнению Роспотребнадзора, не обязательно должен совпадать с адресом филиала и может оказаться, например, московским);
•     отсутствие информации об адресе страховщика в договорах добровольного страхования;
•     слишком мелкий шрифт в полисе и договоре страхования, плохо пропечатанный текст, слишком короткая строка (по мнению Роспотребнадзора, текст должен быть напечатан в соответствии с СанПиН 1.2.1253-03 «Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых»).
Во всех этих случаях страховщики привлекались к ответственности по ч. 1 статьи 14.8 КоАП РФ (нарушение права потребителя на получение информации об услуге). Она предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. р. для юрлиц.

Во всех обнаруженных случаях суды поддержали Роспотребнадзор. При этом, как правило, суд оценивал только правильность действий ведомства по составлению административного протокола. Лишь в одном из обнаруженных решений суд рассмотрел существо претензий Роспотребнадзора и отметил, что санитарные требования к книжным изданиям напрямую не распространяются на тексты договоров. Однако «текст, содержащий информацию об условиях оказания услуг, должен позволять потребителю его прочитать и сделать правильный выбор услуги. Иное понимание положений действующего законодательства, допускающее включение в договор мелкого шрифта текста условий договора, является ошибочным, поскольку не обеспечивает должного соблюдения прав потребителей услуг», говорится в судебном решении.


Источник: Агентство страховых новостей, 29.05.2014


Возврат к списку

Мы в соцмедиа →
Разработка и создание «КИТ МЕДИА»