Автокаско: новый рэнкинг страховщиков за 2017 г.

Средняя премия по автокаско в 2017 г. снизилась на 12,4% и составила 41 318 р. (47 169 р. годом ранее), а средний тариф снизился до 2,96% (против 4,14% годом ранее). Средний тариф по автокаско за год снизился до 2,96%.
Об этом свидетельствуют данные ЦБ РФ. За 2017 г. страховщики собрали по автокаско 162,5 млрд р., что на 4,8% ниже аналогичного периода прошлого года (170,7 млрд р.). В прошлом году страховщики заключили на 8,3% больше договоров каско (3,9 млн против 3,6 млн договоров годом ранее) и заплатили 31,4 млрд р. агентского вознаграждения (31,2 млрд р. в 2016 г.).

Выплаты по автокаско сократились на 14,5% – с 97,5 до 83,3 млрд р. Средняя выплата увеличилась на 7,9% и достигла 80 644 р. (74 764 р. в 2016 г. В прошлом году количество заявленных убытков по автокаско сократилось до 1,069 млн (1,259 млн годом ранее), а урегулировано было 1,033 млн убытков (против 1,304 годом ранее). Кроме того, за отчетный период страховщики 46,7 тыс. раз отказали в возмещении. Средняя доля отказов составила 4,27%.

О том, какие результаты по автокаско продемонстрировали страховщики в 2017 г. и каковы перспективы развития этого рынка в 2018 г.,  рассказали представители страховых компаний.

Виталий Княгиничев, директор дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах»

Рынок страхования каско больше не зависит от продаж новых автомобилей. Его объем сокращается на фоне перехода на усеченные и франшизные продукты. Плюс к этому снижается аварийность, соответственно, и убыточность, и многие страховщики начинают играть на этом рынке достаточно агрессивно. Ценовая конкуренция оказывает давление на рынок, способствуя его сокращению.
В высшей точке объем рынка каско когда-то составлял 225 млрд р. По нашим оценкам, в 2018 г. по сравнению с прошлым годом рынок продолжит сжиматься и будет находиться на уровне 161 млрд р.

Павел Бородин, заместитель руководителя департамента автострахования ПАО СК «Росгосстрах»
В 2017 г. увеличилось проникновение добровольного автострахования на 8,3%. Продолжает увеличиваться количество договоров с сокращенным страховым покрытием, отличающимся от классического полного каско, значительно увеличилось количество договоров с франшизами, а тарифы по классическому каско имеют тенденцию к снижению. Эти выводы подтверждают действующие брендированные программы, реализуемые при поддержке автопроизводителей и банков, а также мониторинг и анализ тарифов как в стране в целом, так и на региональных рынках.
Сокращение выплат по добровольному страхованию объясняется двумя основными факторами. Ущерб, полученный в результате ДТП, перетек в сферу ОСАГО. По договорам с сокращенным покрытием заявляется незначительное количество убытков. В 2018 г. и далее будет продолжаться проникновение добровольного автострахования за счет выявления новых клиентских сегментов и формирования более точных предложений, активизации продаж.

Василий Бусаров, заместитель генерального директора ВСК

Причины сокращения рынка каско вполне понятны: снижение покупательской способности населения, сокращение базы страхуемых автомобилей относительно докризисных лет, высокие ставки по кредитам, увеличение срока владения автомобилем. Страховщики, получив серьезные убытки в 2014-2015 годы, в том числе связанные со значительным увеличением стоимости ремонта, все больше  используют для сохранения рентабельности каско продукты с урезанным покрытием, увеличивают долю франшизных договоров, тщательно сегментируют клиентов. Много компании стремятся переманить к себе безубыточных клиентов из других компаний, предлагая дополнительные скидки. Кроме того, важно отметить, что сокращение рынка привело к ужесточению конкуренции и, как следствие, демпингу ряда игроков. Все это не  могло не отразиться на средней премии по каско в сторону ее снижения.

Мы ожидаем, что в 2018 году рынок каско будет расти за счет стабилизации экономики, уменьшения кредитной ставки, внедрения новых продуктов, совершенствования  политики по  андеррайтингу, а также оптимизации расходов. Однако, в среднем по рынку, рост сборов по этому виду страхования вряд ли будет значительным.
Андрей Ковалев, заместитель директора департамента андеррайтинга и управления продуктами  СК «Согласие»
В 2017 г. наблюдалось снижение премии и количества заявленных убытков на фоне роста количества договоров и величины среднего убытка. На наш взгляд, это отражает факт роста доли франшизных полисов – они и привели к снижению средней премии и количества убытков. В 2018 г. ожидается рост продаж новых автомобилей, что должно привести к определенному росту количества полисов каско. При этом, вероятно, продолжится, хоть и меньшими, чем ранее, темпами, рост доли франшизных полисов.
Евгений Попков, начальник отдела маркетинговых исследований СК «МАКС»
Затянувшееся падение рынка добровольного автострахования объясняется двумя основными факторами. Первый фактор количественный и связан с динамикой автомобильного рынка страны. Начиная с 2012 г. продажи новых автомобилей в России только падали. А так как каско во многом является производной от авторынка, то падение числа купленных машин логично провоцирует падение числа страховок. Слом негативного тренда в продажах авто произошел только в 2017 г., когда спрос вырос на 11%. Но положительный эффект на каско это окажет не раньше через 12 месяцев. Второй фактор ценовой. Структура спроса на автомобили в силу экономических причин сместилась в сегмент бюджетных моделей. В топ-10 самых популярных автомобилей в России девять модели стоят менее одного миллиона рублей. Удешевление автопарка ожидаемо ведет к тому, что средняя стоимость полиса каско уменьшается. Сюда же можно отнести растущую популярность франшиз. Клиенты страховых компаний, в обмен на скидку, всё чаще соглашаются на то, чтобы взять на себя часть бремени по выплатам. Что в свою очередь еще больше толкает сборы по каско вниз. В 2018 г. мы вряд ли увидим выход сегмента автокаско в зону роста. Несмотря на положительные тенденции в продажах новых автомобилей и растущем спросе на автокредиты, сборы страховой премии по полисам каско в лучшем случае сохранятся на уровне прошлого года.


Возврат к списку

Мы в соцмедиа →
Разработка и создание «КИТ МЕДИА»