Правда крупным шрифтом

Депутат Госдумы Олег Михеев (фракция «Справедливая Россия») внес в нижнюю палату законопроект, запрещающий банкам и другим компаниям применять мелкий шрифт при составлении договоров с потребителями.
Как сказал «Интерфаксу» Михеев, в первую очередь этот запрет касается банковского кредитного обслуживания.
«Законопроект запрещает любым компаниям, в первую очередь банкам, при заключении договоров с потребителями визуально затруднять подачу информации через применение мелкого шрифта или других способов, которые затрудняют нормальное восприятие текста. Это договоры со страховыми, туристическими компаниями, агентствами недвижимости, автомобильными салонами, компаниями, которые предоставляют медицинские и образовательные услуги», - разъяснил суть законопроекта депутат.

Он пояснил, что речь идет о тех сферах, которые регулируются действующими нормами закона «О защите прав потребителей». Говоря о сути проблемы, он констатировал, что часто при составлении договоров недобросовестные компании пользуются юридической безграмотностью россиян и подчас специально прописывают самые важные условия так, чтобы человек на них не обратил внимания.
«Эти положения прописываются либо мелким шрифтом, либо бледным цветом и всегда в конце страницы в виде сноски на цветном фоне, которая на ксерокопии сливается с текстом. Список уловок бесконечен. Важно, что потребитель не может нормально воспринимать условия договора. А когда клиент, получивший совсем не ту услугу, которую ожидал, возмущается, то его тыкают в «тайное» условие носом. Дескать, сам подписал - теперь и расплачивайся», - сказал Михеев.
Особенно отвратительным, по его мнению, является случай, когда от этих приемов страдают пенсионеры, слабо знакомые с подобными хитростями и обладающие плохим зрением. «Подчас все эти уловки на практике - просто намеренное сокрытие информации, граничащее с мошенничеством. Именно подобные ситуации на бытовом уровне вызывают недоверие к финансовым институтам. Люди считают, что, каковы бы ни были условия договора, их все равно облапошат», - отметил Михеев.
Такая ситуация недопустима настолько, что привлекла внимание главы государства, который ясно сказал, что в договоре не должно быть никаких «закопано вещей, клиенту все должно быть ясно».

В связи с этим показателен отзыв лицензии у Мастер-банка, который спровоцировал кризисные ожидания на рынке, во многом вызванные не реальным положением дел в банковской сфере, а уровнем доверия населения к финансовым институтам. «При таком положении дел любая конфликтная ситуация между банком и вкладчиком, особенно отраженная в СМИ, может вызвать резкое падение доверия населения по принципу домино и массовую панику. Это классический сценарий кризиса, который мы как законодатели обязаны предотвратить», - констатировал О.Михеев.
При этом, добавил он, судебная практика по подобным делам неоднозначна, поскольку, с одной стороны, арбитражные суды указывают на то, что составляется текст договора с учетом требований СанПиНов к размеру и «читабельности» шрифта, с другой стороны, граждане пытаются использовать этот довод при судебном разбирательстве, но суды, как правило, стоят на стороне банков.

«Притом, что за рубежом эти вопросы решаются в пользу клиента. В Европе к любому договору кредитования прилагается единая европейская форма, где по шаблону описаны все условия платежей. В Израиле несколько лет назад было прецедентное судебное решение, касающееся договора автострахования. Тогда суд занял сторону клиента, поскольку страховщик не довел до его сведения важнейшие условия договора, набрав их мелким шрифтом», - отметил депутат.

В России судебная практика в этом направлении, как он выразился, «неровная». Поэтому необходимо урегулировать вопрос на законодательном уровне.


Источник: Интерфакс, 26.11.2013


Возврат к списку

Мы в соцмедиа →
Разработка и создание «КИТ МЕДИА»